Литография "Адам и Ева: Изгнание из рая"
Представлен литографский лист с иллюстрацией известного библейского сюжета «Изгнание из рая». Иллюстрация была создана русско-французским художником еврейского происхождения Марком Шагалом в 1960-х гг. для его библейского цикла иллюстраций, условно именуемого «Библейское послание».
На работе присутствует подпись: "М Chagal" (М. Шагал). Технология печати и состояние материалов произведения не противоречит указанной датировке.
Эта серия литографий была задумана Шагалом еще в 1920-е годы, но тогда художник, по его собственным словам, «не видел Библию, а мечтал о ней». Чтобы «увидеть» литературное произведение, ему необходимо было прикоснуться к стоящей за этим произведением живой реальности.
В 1930 году парижский издатель Воллар предложил Шагалу сделать иллюстрации к Библии, которые и были опубликованы в 1956 и 1960 годах в Париже, но уже без Волара.
К сожалению, книги, которые планировал выпустить Амбруаз Воллар, так и остались неизданными. Воллар умер, а начавшаяся Вторая мировая война как будто поставила крест на этом проекте.
В 1931 году Шагал провел несколько месяцев в Палестине, а также в Сирии и Египте, и впечатления от этого путешествия, которые он назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию 39 гуашей и затем, частично на их основе, серии из 105 офортов, законченной уже в послевоенные годы.
В послевоенное время излюбленной графической техникой Шагала становится литография, цветная, а также черно-белая. Литография являлась почти полным аналогом живописи в гравюре и как нельзя лучше отвечала особенностям стиля позднего Шагала. В 1956 году Шагал выпускает первую часть серии литографий к Ветхому Завету, а в 1960 - вторую. В итоге возник новый обширный цикл библейских иллюстраций.
Библия казалась Шагалу самым большим источником поэзии всех времен, и на протяжении всего своего творчества он искал ее отражение в жизни и в искусстве.
Каждая из его гравюр, являет собой оригинальное прочтение библейских текстов, глубочайшее их понимание,
проникновение в суть человеческой природы и человеческих взаимоотношений, и. главное, обращение человека
к Богу.
Торжественные слова Великой Книги, библейские образы, иконописная традиция, знакомая с детства, подсказали художнику строй, эмоциональный накал, безошибочный тон его композиций, каждая из которых - шедевр. Шагал создал в своих литографиях нечто подобное живописной фреске, свободно манипулируя пятном и контуром, постоянно переходящими одно в другое, обобщая форму, уплощая пространство и показывая действующие лица крупным планом. В цветных литографиях Шагал говорит праздничным и непосредственно - эмоциональным языком красок. Библейские образы Шагала выходят за пределы книжных иллюстраций и превращаются в «Библейское Послание», которое художник передавал во всех жанрах своего творчества. В июле 1973 года в Ницце был торжественно открыт музей Шагала. посвященный, главным образом, библейской геме в искусстве художника. Полностью музей торжественно именуется «Le MuseeNational Message Biblique Marc Chagall». По-русски это звучит приблизительно как «Библейское послание Марка Шагала».