В центре композиции блюда — сноп и инструменты для уборки урожая; на фризе надпись по кругу заглавными буквами: “чем хата богата тем и рада”; снизу — стилизованное изображение колоса. Обычай дарения хлеба и соли на блюде во второй половине XIX столетия получил в России новую жизнь. Подписные блюда изготавливались по заказам различных обществ и лиц для подарков императору, государственным чиновникам, почетным гостям в дни юбилеев, именин, свадебных церемоний. Наибольшее распространение получили деревянные блюда, богато украшенные резным декором и памятными надписями, так как дерево считалось “исконно народным” материалом, наиболее полно отражающим специфику русского искусства.
Наибольшее распространение с 1870-х годов во всех слоях общества и особенно в среде интеллигенции получили подносные блюда с крестьянской атрибутикой. В композициях блюд используются элементы художественного оформления, заимствованные из предшествующих исторических стилей: концентрические круги из геометризованных фигур, пальметт, мотив венка из дубовых, лавровых листьев, желудей, колосьев, цветов, перевитых лентами с раздвоенными концами, с включением широких лент с раздвоенными концами и резными надписями на них: “Хлеб и соль” и изречениями типа: “Хлеб соль ешь, а правду режь”. Здесь же помещены собранные в группы орудия крестьянского труда: грабли, косы, лопаты, серпы, плуги. В пару к блюдам изготавливались солонки в форме колодцев, ушатов, бочек, стульев. Круг мастерских, изготавливавших деревянные подносные блюда, был очень небольшим: резчики Петербурга (мастера Большой Охты — Н. Леонтьев, Кондратьев), Сергиевского Посада, Москвы (фирма И.П. Хлебникова, выпускавшая деревянные блюда с серебряными накладками); Строгановское художественно-промышленное училище. Наибольшей известностью пользовалась московская мастерская К.К. Шольца (1847 — 1907).