Графин «Сокол»

Код: 14622
г. Иркутск Изготовитель: Хайтинский фарфоровый завод
 
после 1965 г
 
фарфор; роспись, золочение
 
Высота: 22,3
 см
65 000 ₽
Экспертное заключение:
Графин «Сокол».pdf

Фарфоровый графин в форме сокола восседаю«него на поверженной птице. Носик графина выполнен в виде березов
ветсчки. На основании графина надпись: Иркутск. На донышке графина клеймо: «ФХЗ Хайта С-1 19». Такое клеймо ставилось на продукции Хайтинского фарфорового завода в г. Иркутск, после 1965 г. Состояние материлоз и маркировка изделия соответствует указанной датировке. Хайтинский фарфоровый завод.
Завод основан в 1869 купцами из местных крестьян Даниилом и Филиппом Переваловыми при впадении речкиХайтинки в реку Белую на базе расположенных близ залежей белых каолинов. В конце 1850-х братья Переваловы устроили на р. Хайте гончарное производство, продукцию которого сбывали на иркутском базаре. В начале 1860-х возили глину иркутскому купцу П. Сыропятову, имевшему в Знаменском предместье г. Иркутска небольшую посудную мастерскую, которая в 1863 перешла во владение братьев Переваловых. Мастерская была перенесена в 1864 в Хайту и переоборудована в фабрику. В 1866-1867 строятся корпу са и горны фарфоровой фабрики, а в 1869 учреждается фирма «Фарфоро-фаянсовая фабрика торгового дома Переваловых». На фабрику были приглашены специалисты из Китая иЯпонии, а также ру сские мастера из Гжели, с импераюрских фарфоровыхзаводов; широко использовался труд ссыльнопоселенцев и каторжных. Современники
отмечали тяжелые условия работы и «высокую степень эксплуатации» с широким привлечением детского труда. В то же время при Хайтинской фабрике была школа на 50 учащихся (с 1880) и помещение для любительских спектаклей. В 1880-х братья значительно расширяют предпринимательскую деятельность. Продукцию своих предприятий Переваловы сбывали в Иркутске, Красноярске, Томске, Енисейске, Мину синске, Чите, Благовещенске, Верхнеудинске. За высокое качество изделия Хайтинской фабрики удостаивались золотых и серебряных медалей на различных выставках: (1873 (Екатеринбург) — большая серебряная медаль «За полезное»: 1887 (Екатеринбург) - серебряная медаль «За трудолюбие и иску сство», 1896 (Нижний Новгород) — большая серебряная медаль «За хорошее качество изделий при значительныхдля Сибири размерах производства», 1905 — в Антверпене, 1911 — в Омске). Славился на всю Сибирь и хайтинский огнеупорный кирпич.
В 1880 сын Даниила Перевалова, Иван, приняв правление заводом от отца, открывает и первый музей, в котором хранились предметы не только фабрики Переваловых, но и образцы западноевропейского, восточного фарфора, изделия заводов России. Музей, который часто показывали гостям, был одновременно витриной, рекламой и собранием образцов. Рекламой служили и пепельницы, которые расходились по всей Сибири вместе с чашками, тарелками, супницами и прочими изделиями. К 1917 в музее Перевалова насчитывалось уже более одиннадцати тысяч экспонатов. Сотни великолепно расписанных чайных пар, декоративных тарелок, десятки скульптур, вазоныдля цветов в виде амурчиков,
туалетные наборы, лампы-букеты, пепельницы в виде морских раковин. После национализации и реконструкции в 1920-х гг. у фабрики начался период расцвета. Получила она и новое название - Первая государственная Хайтннская фарфоровая фабрика «Сибфарфор». Появились новые производственные помещения. Фабрика была оснащена такназываемыми печами Емельянова - первыми туннельными печами, изобретением инженера И.А. Емельянова.От фаянсового производства в 1920-е гг. решили отказаться. Во время Великой отечественной войны пришлось сосредоточиться на изоляционном фарфоре и химической посуде. К концу 1950-х гг. перед фабрикой был поставлен план по обеспечению изделиями фарфора хозяйственного назначения Сибири, Дальнего Востока и северных регионов СССР. В рамках этой программыначался второй период реконструкции предприятия, который продолжался вплоть до 1972 г. Также в начале 70-х при заводе появилась собственная художественная лаборатория, на которой талантливейшие специалистыпытались воссоздать традиции дореволюционного производства фарфора. На протяжении длительного времени должность главного
художника принадлежала Р.Г. Алешиной. Основание школы крупномазковойживописи - собственной разработки
завода, благодаря которой его продукция приобрела узнаваемость и самобытность - ее заслуга. 

Не нашли что искали? Отправьте заявку и мы поможем Вам с выбором!×