Литография из цикла «Дафнис и Хлоя»
Надписи: «Deuxiěme tableau Maquette de marc chagall pour DAPHN1S ET CHLOE» - вторая картина макета Марка Шагала Д.ТЯ «Дафнис и Хлоя». И автограф автора: «Марк Шагал 1960».
Шагал получил заказ на изготовление этак литографий в 1939 году. Заказчик— грек Эжен Териад, парижский издатель. Он планировал издать роман древнегреческого поэта и писателя 20-го века Лонга «Дафнис и Хлоя»— это один из пяти канонических греческих романов. Шагал не сразу согласился на предложение Териада: он видел иллюстрации к этому же произведению, выполненные Пьером Боннаром, — художником, которого он слишком уважал и с которым не желал соревноваться. И только в 1952 году, когда Боннар умер, Шагал принял предложение и отправился на Лесбос, на котором разворачивается действие романа, и откуда, кстати, оказался родом и сам Териад. Греция поразила художника, и он съездил туда вновь через два года. В итоге возникли 42 литографских листа, в которых представали перипетии романа, рассказанные как образами, так и затопляющим листы, буквально полыхающим цветом. Все это отражало чудо Греции, которое, как пишет Лассень, явилось для Шагала как бы вторым после Палестины полюсом чуда Средиземноморья. Шагая создавал литографии «Дафнис и Хлоя» на протяжении четырех лет. В каждой из них использовано до 25 цветов и оттенков, и каждый из них был отпечатан художником отдельно. Критики любят говоритъ, что в этих работах Шагал «изобрел синий и зеленый заново». После издания этих иллюстраций (в 1961) парижская Гранд Опера предложила Шагалу сделать оформление для балета Равеля «Дафнис и Хлоя», которое он с удовольствием принял. Были созданы эскизы костюмов, занавес и четыре огромных панно, служащих фоном для четырех действий балета.
«Дафнис и Хлоя» - роман Лонга (2-3 вв. н.э.) о первой, чистой любви двух юных героев - Дафниса и Хлои - од ин из немногих полностью дошедших до нас античных романов (название жанра, конечно, условное). Написанный прекрасной ритмической прозой, он вполне мог быть назван поэмой. Недаром Гете писал: Поэма "Дафнис и Хлоя" так хороша, что в наши скверные времена нельзя не сохранить в себе производимого ею впечатления, и, перечитывая ее, изумляешься снова. Какой вкус, какая полнота и нежность чувства!...
Технология исполнения и состояние материалов произведения не противоречит указанной датировке.