Гравюра «Поругание Христа»
На гравюре изображена сцена бичевания Христа, выполненная с исключительной тщательностью и драматизмом, характерными для позднего маньеризма. Центр композиции занимает фигура обнажённого Иисуса, привязанного к колонне, в момент предстоящего или происходящего наказания. Вокруг него — палачи, солдаты, зеваки, каждый из которых выписан с индивидуальными чертами и в напряжённых позах, что придаёт сцене выразительность и динамизм. Архитектурный антураж, уходящий вглубь перспективы, создаёт иллюзию пространства и усиливает ощущение трагичности происходящего.
Гравюра исполнена в технике резца, что характерно для высококачественной печатной графики позднего Ренессанса и маньеризма. Высокая детализация, чёткие контуры, выразительные штрихи и мастерское моделирование объёма позволяют отнести работу к числу выдающихся произведений своего жанра.
Автором композиции считается Хендрик Голциус (Hendrick Goltzius) — крупнейший голландский гравёр, живописец и рисовальщик своего времени. Он родился в 1558 году в Мюльбрехте, а основную часть жизни провёл в Харлеме, где с 1582 года возглавлял собственную мастерскую по изданию гравюр. Учениками Голциуса были такие мастера, как Якоб Матам и Жак де Гейн младший. Его манера копировать стили Дюрера и Луки Лейденского настолько точно, что даже знатоки не могли различить оригинал от копии, принесла ему широкую известность.
Хотя сама композиция датируется 1597 годом (обозначено внизу «AD 97»), данное оттискное исполнение относится к концу XVIII — началу XIX века, что подтверждается качеством бумаги, отсутствием водяных знаков, и сведениями экспертизы. Подобные поздние отпечатки с оригинальных досок пользовались спросом у коллекционеров и знатоков античного и религиозного искусства.
Сегодня эта гравюра представляет значительный интерес как антикварный объект, а также как пример зрелого европейского маньеризма в графике, являясь не только свидетельством высокого уровня технического исполнения, но и образцом визуальной теологии, распространённой в эпоху Контрреформации.