Икона трехчастная в окладе "Воскресение Христово", "Успение Богоматери", "Димитрий Солунский, Николай Чудотворец, Святая Екатерина"

Код: 12922
третья четверть ХІХ в
 
дерево; левкас, масло. Оклад: медный сплав, штамп, чеканка, серебрение
 
Высота: 70,58
 см
Ширина: 53,5
 см
Глубина: 3,3
 см
90 000 ₽

На представленной иконе в богатом серебряном окладе изображены три ключевые сцены и три святых, составивших трёхчастную композицию. В верхнем регистре расположены евангельские сюжеты — «Воскресение Христово» и «Успение Богоматери», а в нижнем — изображения Димитрия Солунского, Николая Чудотворца и святой Екатерины.

Композиция «Воскресение Христово» представлена в традиционной православной иконографической интерпретации как Сошествие во ад. Христос попирает разрушенные врата ада, выводя Адама и Еву из гробов, что символизирует избавление человечества от смерти. Эта трактовка характерна для русского православного искусства, начиная с XIV века, и сохранялась вплоть до конца XIX столетия.

Сцена «Успение Богоматери» также следует византийским канонам: апостолы окружают смертное ложе Богоматери, а в центре — Христос с сияющей душой Марии на руках. Особенно примечателен образ святителя Иакова с кацеей — ручной кадильницей, отсылающей к символике фимиама и одного из тропарей праздника. Эти детали подчёркивают глубину литургической символики изображения.

Нижняя часть иконы представляет трёх особо почитаемых святых. Святой Димитрий Солунский, облачённый в воинские доспехи, символизирует покровительство воинам. Николай Чудотворец изображён в архиерейском облачении с Евангелием, что подчёркивает его как заступника и чудотворца, особенно чтимого на Руси. Святая Екатерина представлена как молодая женщина с крестом — символом её мученичества, хотя текстовая часть заключения также указывает на связь с образом равноапостольной царицы Елены, что создаёт интересную иконографическую двойственность и, возможно, требует дополнительного изучения.

Икона написана в третьей четверти XIX века, что соответствует художественным и техническим признакам: масляная живопись по левкасу и оклад из медного сплава с чеканкой и серебрением были характерны для крупного монастырского и кустарного производства в этот период. Визуальное единство живописи и оклада указывает на их одновременное изготовление, что повышает художественную ценность предмета.

Подобные трёхчастные иконы использовались как домашние иконостасы или как праздничные образы для храмовых праздников. В иконографии они были призваны объединить сразу несколько духовно значимых тем — от спасения и заступничества до мученичества и святительского служения.

 

Не нашли что искали? Отправьте заявку и мы поможем Вам с выбором!×