Литография "Безутешный Иов"
Литографский лист с иллюстрацией Т- библейского сюжета «Безутешный Иов». Иллюстрация была создана рѵсскофранцузским художником еврейского происхождения Марком Шагалом в 1960-х гг. для его библейского цикла иллюстраций, условно именуемого «Библейское послание».
На работе (левая рука Иова) присутствует подпись: "Mark Chagai" «Безутешный Иов» - Сатана лишает Иова всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало Иова, сатана поразил его тело страшной проказой. Но и в таком страдании Иов ни одним словом ропота не согрешил перед богом. За терпение господь наградил Иова: вскоре он исцелился от своей болезни и разбогател в двое больше, чем прежде. У него родилось семеро сыновей и три дочери, и он прожил в счастье еще 140 лет. Эта серия литографий была задумана Шагалом еще в 1920-е годы, но тогда художник, по его собственным словам, «не видел Библию, а мечтал о ней». Чтобы «увидеть» литературное произведение, ему необходимо было прикоснуться к стоящей за этим произведением живой реальности.
В 1930 году парижский издатель Воллар предложил Шагалу сделать иллюстрации к Библии, которые и были опубликованы в 1956 и 1960 годах в Париже, но уже без Волара. К сожалению, книги, которые планировал выпустить Амбруаз Воллар, гак и остались неизданными. Воллар умер, а начавшаяся Вторая мировая война как будто поставила крест на этом проекте.
В 1931 году Шагал провел несколько месяцев в Палестине, а также в Сирии и Египте, и впечатления от этого путешествия, которые он назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию 39 гуашей и затем, частично на их основе, серии из 105 офортов, законченной уже в послевоенные годы.
В послевоенное время излюбленной графической техникой Шагала становится литография, цветная, а также черно-белая.
Литография являтась почти полным аналогом живописи в гравюре и как нельзя лучше отвечала особенностям стиля
позднего Шагала. В 1956 году Шагал выпускает первую частъ серии литографий к Ветхому Завету, а в 1960 - вторую. В
итоге возник новый обширный цикл библейских иллюстраций.
Библия казалась Шагалу самым большим источником поэзии всех времен, и на протяжении всего своего творчества он искал ее отражение в жизни и в искусстве.
Каждая из 77 его гравюр, являет собой оригинальное прочтение библейских текстов, глубочайшее их понимание, проникновение в суть человеческой природы и человеческих взаимоотношений, и. главное, обращение человека к Богу.
Торжественные слова Великой Книги, библейские образы. иконописная традиция знакомая с детства, подсказали
художнику строй, эмоциональный накал, безошибочный тон его композиций, каждая из которых - шедевр. Шагал создал в своих литографиях нечто подобное живописной фреске, свободно манипулируя пятном и контуром, постоянно переходящими одно в другое, обобщая форму, уплощая пространство и показывая действующие лица крупным планом. В цветных литографиях Шагал говорит праздничным и непосредственно - эмоциональным языком красок. Библейские образы Шагала выходят за пределы книжных иллюстраций и превращаются в «Библейское Послание», которое художник передавал во всех жанрах своего творчества.
В июле 1973 іода в Ницце был юржественно открыт музей Шагала. посвященный, главным образом, искусстве художника.
Полностью музей торжественно именуется «Le Musee National Message Biblique Marc По-русски это звучит приблизительно как «Библейское послание Марка Шагала».