Икона в окладе «Богоматерь Боголюбская»

Код: 13816
конец ХІХ в
 
дерево; левкас, масло, оклад: медный сплав, штамп, чеканка стекло, бархат
 
Высота: 40,6
 см
Ширина: 33,5
 см
Глубина: 2,3
 см
96 000 ₽

Чудотворная икона Богоматери Боголюбской была написана в середине ХII века по заказу владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Она относится к распространенному в византийском искусстве ХІ-ХII веков иконографическому типу Богоматери Агиосоритиссы или Заступницы. Этот тип воплощает представления верующих о Богородице как о самой надежной посреднице между людьми и Богом, заступнице за весь род людской.
По преданию, когда князь Андрей Боголюбский вез из Киева в Ростов икону Богоматери, впоследствии известную как «Богоматерь Владимирская», его кони остановились у реки Клязьмы и не хотели двигаться с места. Князь Андрей отслужил молебен Богородице, а затем долго молился, уединившись в своем шатре. Уснув, он удостоился явления Богоматери, «стоящей и в единой руке хартию держащей», которая приказала ему отвезти икону во Владимир, а на месте видения выстроить храм. Князь повелел написать икону Богоматери, повторяющую его видение, и выстроил на этом месте церковь и монастырь в честь Рождества Богоматери. В день явления Богоматери князю Андрею — 18 июня/1 июля — было установлено празднество Боголюбской иконе.
Почитание Боголюбской иконы активизировалось в последней четверти ХVII века. В этот период особенно часто создавались ее списки, к числу которых принадлежит и ярославская икона 1694 года. Особенностью иконографии этого памятника являются жесты рук Богоматери. Ее правая рука простерта в молении. В левой руке Богородицы —развернутый свиток,  который она держит за правый край. На свитке сохранена более поздняя надпись, восхваляющая Богородицу. Монументальная фигура Богородицы обращена к изображенному в облаках Христу, который правой рукой благословляет, а в левой держит свиток с надписью.

На полях иконы изображены избранные святые: слева - ангел-хранитель; справа - святой Анисим. Судя по изображениям святых, можно считать, что икона была написана на заказ.
Икона написана под оклад. Икона и оклад изготовлены единовременно. По своим художественным признакам икона относится к продукции иконописных мастерских конца ХІХв.
Состояние живописных материалов не противоречит указанной датировке.

Не нашли что искали? Отправьте заявку и мы поможем Вам с выбором!×