Картина «Вакханки»
На картине изображена жизнерадостная сцена в духе античного праздника: три обнажённые женщины, символизирующие вакханок, танцуют и играют среди цветов и гроздей винограда на фоне амфор с античными орнаментами и багровой драпировки. Поза каждой фигуры наполнена экспрессией и театральностью: одна из женщин стоит с поднятыми руками и охапкой цветов, другая с лёгкой улыбкой тянется к зрителю, третья — полулежит на ковре из цветов. Вся сцена пронизана ощущением праздника, радости и эротизированной архаики.
Картина относится к жанру аллегорической композиции в рамках академического направления, с явной отсылкой к античным сюжетам, в частности к культу Диониса. Изображённые фигуры напоминают вакханок — мифологических спутниц бога виноделия и безумия, которые часто становились символом свободной женской природы и неукротимой жизненной силы. Этот сюжет пользовался особой популярностью у европейских художников с эпохи Возрождения и особенно — в декоративной живописи XX века.
Автор полотна — Альфред Пиркхерт (Alfred Pirkhert, 1887–1971), австрийский живописец, получивший академическое образование в Академии изобразительных искусств в Вене, где его наставниками были Кристиан Грипенкерль и Юлиус Шмидт. В начале XX века Пиркхерт путешествовал по Франции, Италии и скандинавским странам, что существенно повлияло на тематику и стилистику его работ. Он регулярно участвовал в выставках в Вене и Германии, его произведения входят в собрания государственных и церковных учреждений Австрии, включая здание правительства и церковь святого Мишеля. В 1923 году был удостоен почётной медали художников Австрии.
Данная работа создана в 1957 году, относится к позднему периоду творчества художника и демонстрирует характерную для него комбинацию декоративной выразительности, мифологического сюжета и подчеркнутой телесности. Пиркхерт, подобно художникам начала века, продолжал традицию чувственной классики, интерпретируя её через призму послевоенного интереса к идеализированной красоте.
На сегодняшний день картина представляет собой предмет антиквариата и коллекционной ценности, интересна как выразительный пример неоклассического аллегоризма середины XX века, сохранившего связь с академической школой Вены и мифологическими образами европейского искусства.