Икона в окладе "Вознесение Господне"
Икона «Вознесение Господне» представляет собой произведение русской иконописи второй половины XIX века, выполненное в традиционной масляной технике по левкасу и заключённое в изящный серебряный оклад из чеканного медного сплава. Сюжет основывается на одном из двунадесятых праздников православного календаря — Вознесении Христа, описанном в Евангелиях от Луки и Марка, а также в книге Деяний святых апостолов.
В верхней части композиции изображён Христос, возносящийся на облаках, с распростёртыми руками, в благословляющем жесте. Его окружает сияние и струящиеся облака, символизирующие небесную славу. Внизу, по традиционной иконографической схеме, стоят Богородица в центре и апостолы, наблюдающие за Вознесением. Их позы полны изумления, восхищения и молитвенного напряжения. Богородица изображена как духовный центр композиции, её образ спокойнее и уравновешеннее, чем у остальных фигур.
Художественная манера исполнения иконы указывает на работу профессионального иконописца, связанного с одной из иконописных мастерских, действовавших в России во второй половине XIX столетия. В этот период шёл активный процесс обновления церковного искусства, совмещающий канонические иконописные традиции с приёмами реалистической живописи — особенно в трактовке лиц, объёма и драпировок. Это отражено в пластичности фигур, живом движении облаков и продуманной композиции.
Оклад иконы выполнен одновременно с живописью, что подчёркивает её целостность и завершённость как произведения церковного искусства. Чеканный декор оклада украшен растительным орнаментом, обрамляющим сцену, и усиливает торжественность образа. В целом икона соответствует эстетике и технике мастерских позднерусской иконописи с акцентом на праздничные и литургические образы.
Сегодня икона «Вознесение Господне» представляет значительную художественную и коллекционную ценность. Она интересна как пример высокого уровня исполнения в жанре праздничной иконы, востребованной в домашнем и храмовом почитании, а также как визуальное свидетельство богословских представлений конца XIX века.