Картина «Источник»
На экспертизу представлена картина, изображающая обнаженную деву у источника с вазой в руках, выливающая воду.
Картина представляет собой копию иного формата (формат картины шире оригинала) одноименного живописого
произведения кисти французского художника Жана Огюста Доминика Энгра.
Справа внизу подпись: «Tonch» (?).
Состояние живописных материалов исследуемой работы, позволяет датировать её первой четвертью XX века.
Работа выполнена на высоком профессиональном уровне и представляет интерес для частных собраний.
«Источник» (фр. La Source) —картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра.
Работа над полотном была начата во Флоренции в 1820 и завершена в 1856 году в Париже. Поза обнажённой девушки повторяет позу модели с другой картины Энгра— «Венера Анадиомена» (1848). Художник вдохновлялся знаменитыми античными изваяниями Афродиты Книдской и Венеры Стыдливой. Два ученика Энгра, Поль Бальз и Александр Дегофф. написали сосуд из которого льётся вода, и фон картины.
Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Через некоторое время картина былапродана графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков. Она оставалась в коллекции графа до 1878 года, затем была передана графиней Дюшатель, которая таким образом исполнила волю мужа, музею Лувра. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. В настоящее время находится в музее Орсе (инв. № RF 219).
Обнажённая девушка с сосудом, из которого льётся вода — аллегорическое изображение источника жизни (см. «Фонтан молодости»). Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку. Это второй вариант композиции, которая, видимо, была задумана в 1807 году—именно этим временем датируются два рисунка фигуры Венеры из музея Энгра в Монтобане. В 1808—1848 годах художник работал над картиной «Венера Анадиомена», поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она уже не выжимает мокрые волосы, а держит терракотовый кувшин с льющейся из него водой. По мнению Кеннета Кларка, мотив поднятой правой руки Энгр заимствовал у нимфы работы Жана Гужона: в коллекции Гая Ноулеса (Лондон) хранится зарисовка художника, выполненная им с известного рельефа Фонтана невинных.
«Источником» вдохновлялись такие художники, как Сёра, Ренуар, Майоль, Пикассо и Магритт. В 1885 году Винсент Ван Гог в письме к брату отозвался об «Источнике» следующим образом: «... эта вещь была, есть и всегда будет чем-то поистине новым».