Икона в окладе «Собор Богоматери»
Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери.
Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова, и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю — 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения. Иконография Собора Богоматери сложилась постепенно, на основе собственно иконографии Рождества, с изменениями под влиянием текста рождественской стихиры: «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса лвезду, волсви дары, пастырие дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву...». Центром композиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях. Богоматери поклоняются волхвы и пастыри, в нижней части
изображаются человеческий род и персонификации Земли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры, приносит вертеп, пещеру, а другая — ясли. В людской толпе, восхваляющей Богоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству — свв. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы.
С XVI века этот сюжет усложняется введением в иконографию данного извода дополнительного числа персонажей. Особенно большого количества святых предстоящих Богоматери и младенцу Христу.
Живопись написана под оклад. Оклад изготовлен из медного сплава с серебрением.
Икона и оклад изготовлены единовременно.
По своим художественным признакам икона относится к продукции иконописных мастерских конца XIX века.
Состояние материалов не противоречит указанной датировке.