Сувенирная плакетка (св) Свердловск 1970-1980-гг11,4
Настольный памятный сувенир-плакетка с изображением Данилы-мастера, создающего свою каменнуючашу в форме цветка. Рисунок иллюстрирует сюжет сказа «Каменный цветок». На основании слева надпись: «СВЕРДЛОВСК».
Плакетка установлена на двойном слое пластмассовых пластин.
Подобные сувениры широко изготавливались советской промышленностью, регулярно выпускались на заводах, продавались в сувенирных лавках музейных учреждений и вручались советским работникам на память о событиях и датах, связанных с памятной датой местного значения или личностью одного из вождей Русской Коммунистической партии. Позднее стали выпускать сувениры, посвявщенные символам городов и памятных мест, иногда связанных с местными
легендами и сказами.
Сувенирные плакетки, посвященные историческим и политическим событиям, с изображением выдающихся деятелей науки, техники, культуры, в честь каких-либо знаменательных дат и т. д. изготавливаемые из оргстекла были чрезвычайно распространены в СССР, в 1970-1980-х гг.
Изображение в зеркальном развороте вырезалось изнутри контррельефом, благодаря чему с лицевой стороны появлялось объемное изображение. ДАНИЛА - герой сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» (1938). В основу этого философскопоэтического произведения положены «тайные сказы» о Малахитнице, Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. Сочетание фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. Надумал Данила «полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Вспомнил он рассказ старой ведуньи Вихорихи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку, увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного. Бросился Д. в ноги Хозяйке Медной горы: «Покажи цветок!» Та просьбу выполнила, но «затуманился» Д. после того, как цветок увидел, «голову разломило». Бросил он свою невесту, названого отца Прокопьича, «ахнул балодкой» и сгинул: Малахитница взяла его в «горные мастера». О дальнейшей судьбе Д. повествует автор в двух других сказах - «Горный мастер» (1939) и «Хрупкая веточка» (1940), вошедших в книгу «Малахитовая шкатулка». Интерпретации образа Д.-мастера традиционно связаны с проблемами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.