Картина «Кын»
На картине изображён фрагмент скалистого холмистого ландшафта, написанный в плотной, пастозной манере. Каменистая поверхность, грубо обнажённая порода и скупая растительность создают ощущение природной первозданности и удалённости от цивилизации. Композиция лишена традиционного деления на планы — художник сосредотачивается на текстуре камней и фактуре почвы, передавая ощущение массивности и силы природы. Колорит землистый, преобладают коричневые, охристые и серо-зелёные оттенки.
Этот этюд относится к числу типичных работ Вилена Дмитриевича Мухаркина (1930–1996) — уральского живописца, творившего вне рамок официального искусства 1960–1980-х годов. Он был учеником таких мастеров, как О. Бернгард и В. Крюков, и находился под влиянием живописных традиций Коровина, Туржанского, Слюсарева, а также постимпрессионистов и экспрессионистов Западной Европы. Его нередко называли «тагильским Ван Гогом» за экспрессивную и эмоционально насыщенную манеру письма.
Работа написана в 1961 году, маслом на картоне, и названа «Кын» — по имени уральского поселения, расположенного вблизи реки Чусовой. Эти места Мухаркин посещал неоднократно, находя вдохновение в их отдалённости и своеобразии. Изображение не столько документирует конкретный пейзаж, сколько передаёт его обобщённый, эмоционально прочувствованный образ.
Визуальный язык художника основан на декоративной трактовке природы, стремлении передать не только форму, но и энергетику ландшафта. Здесь важна не точность изображения, а сила живописного воздействия, достигаемая посредством плотных мазков, приглушённой, но насыщенной палитры и экспрессивной композиции.
Сегодня подобные произведения В.Д. Мухаркина имеют коллекционную ценность и интересны как образцы регионального искусства второй половины XX века. Его творчество занимает особое место в уральской живописи, сочетая черты позднего реализма, экспрессионизма и индивидуального художественного почерка.