Стакан с цаплями
Тулово цилиндрической формы, слегка зауженной книзу. На тулове на фоне чередующихся матовых и прозрачных вертикальных полосок изображены четыре овала с цаплями на болоте. У каждой цапли разная поза: одна стоит прямо; другая
наклонилась, выставив ногу вперед; третья, изогнув шею, смотрит назад; четвертая присела, оглядываясь. Дно стакана гравировано в виде декоративной розетки.
Высокое качество стекла, пропорциональность форм, чистота огранки и характер гравированного декора позволяют отнести предмет к продукции богемских стекольных мастерских. Своеобразный декоративный эффект в стекле приобретается за счёт прозрачности материала, которая способствует созданию неподражаемой игры сверкающих бликов в чередовании блестящих и матовых плоскостей. Неизвестный мастер гравировавший стакан, обладал тонким художественным вкусом, наблюдательностью в передаче деталей и большой любви к природе. Цапля несет хорошее предзнаменование, является символом утреннего солнца в Египте и прообразом птицы Феникса, почитаемой как творца света. Образ цапли встречается у христиан как аллегория верующих, возвышающихся над жизненными ненастьями.
По своим художественным и стилистическим признакам и качеству обработки материала стакан относится к продукции богемских мастерских второй половины XIX века.
Стеклянную посуду начали изготавливать в Богемии (историческая область в Центральной Европе, в настоящее время — Чехия) еще в период раннего Средневековья. История всемирно известного производства началась здесь на рубеже XVI и XVII веков, когда за короткое время образовалось более тысячи небольших предприятий.
Основа успеха богемских стеклоделов - усовершенствование рецептуры венецианского стекла, что сделало материал более прочным. Нередко все цветные стекла украшали росписью полихромными эмалевыми красками и золочением. Авторитет богемского стекла был столь высок, что во Франции и Англии даже возникло направление, названное “богемским стилем”.