"Заброшенное кладбище" 1910-1920 гг
На картине Исаака Давидовича Шейнберга «Заброшенное кладбище» изображён пейзаж с одиноким склепом, окружённым накренёнными и поросшими травой надгробиями. Пространство покрыто густой зелёной травой, среди которой виднеются полевые цветы. Архитектурные элементы напоминают античные формы, а небеса с лёгкими облаками создают контраст спокойствия с мотивом запустения. Композиция уравновешена, а тени и свет переданы с мастерством, характерным для зрелого периода художника.
Работа написана в пастозной живописной манере, с характерным наложением густых мазков, создающих выразительную фактуру. Картина относится к русскому постсимволизму начала XX века, с заметным влиянием символизма и декоративной традиции французского модерна. Приемы цветового решения и построения формы сближают произведение с работами Анри Матисса и Альбера Марке, что подтверждает связь Шейнберга с европейскими авангардными поисками своего времени.
Картину можно отнести к периоду 1910–1920-х годов, когда Шейнберг активно работал в г. Елизаветграде, участвуя в художественной жизни и формируя собственный стиль. В этот период художник создавал как живописные полотна, так и агитационные материалы, сотрудничая с украинским отделением РОСТА. Позднее он продолжил учёбу в Харькове и переехал в Москву, где в последние годы жизни увлёкся акварельной техникой.
Исаак Давидович Шейнберг (1887–1965) был преимущественно самоучкой, начавшим творческий путь после окончания коммерческого училища. Его наследие включает пейзажи, натюрморты и графику, а живопись отличает декоративность, тонкая цветовая гармония и интерес к архитектурным мотивам. Картина «Заброшенное кладбище» представляет собой характерное произведение художника, выполненное в зрелой и индивидуальной манере, и входит в его творческое наследие, поступив из семейного архива.