
Фрагмент рельса с клеймом нижнетагильского завода
На шейке рельса надпись: "Демидова Н.Т.З.”. В середине XIX века производство железнодорожных рельсов из пудлингова железа было освоено на двух Демидовских заводах - Нижнетагильском и Нижнесалдинском. Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод основан с 1725 года.
Основателем и строителем его был Акимфий Демидов - сын тульского мастера Никиты Демидовича Антуфьева (Демидова), кому царь Петр Первый в 1702 году пожаловал земли на Урале. До середины XVIII века новое предприятие входило в состав обширной горнозаводской империи А.Н. Демидова, которая включала в себя 25 железоделательных заводов и многое другое в разных регионах России - от Москвы до Алтая.
Долгое время Нижнетагильский завод был передовым в Европе. В 30-е годы XVIII века тагильские доменные печи по своему устройству, оборудованию и производительности были лучшими в мире и превосходили самые совершенные домны Швеции и Англии. В 70-80-е годы XVIII века тагильские мастера одними из первых на Урале освоили технологию проката листового
железа. В 30-40-е годы XIX века на заводе развернулись опыты по утилизации энергии отходящих газов металлургических печей. Одними из первых на Урале тагильские доменщики провели зимой 1884/1885 годов успешные опыты выплавки чугуна на коксе.
В 1895 году к Нижнетагильскому заводу были проведены железные дороги широкой и узкой колеи, в этом же году была пущена в эксплуатацию узкоколейная железная дорога, связавшая почти все заводы Нижнетагильского округа.