Икона "Минея сентябрь (с 1-7 день)" Москва. Синодальная типография 1903
На иконе представлена хромолитография из цикла православных миней, посвящённая первым семи дням месяца сентябрь. В верхней части изображены святые, почитаемые в эти дни: Преподобный Симеон Столпник, Преподобная Марфа, Мученик Аммун, Мученик Мамант, Священномученик Анфим, Мученица Василисса, Священномученик Вавила, Пророк Моисей, Пророк Захария, Святая Елисавета, Архистратиг Михаил, Мученик Созонт, Апостолы Евод и Онисифор, Иоанн, архиепископ Новгородский. Изображения расположены в строгом календарном порядке, иллюстрируя почитание каждого святого в соответствии с днём месяца.
Работа выполнена в стиле церковной хромолитографии начала XX века, характерной для московской иконописной школы. Изображения отличаются ясным рисунком, яркой полихромией и золотыми акцентами. Композиция организована симметрично: каждый ряд иллюстрирует день месяца, снабжённый поясняющей надписью на церковнославянском языке. Лики святых исполнены в традициях византийского канона, с чёткими силуэтами и обобщённой трактовкой форм, что типично для синодального периода.
Исторический контекст указывает на то, что данное произведение создано в 1903 году в Московской Синодальной типографии, учреждении, игравшем ведущую роль в издании церковной литературы в Российской империи. Лист входил в комплект форзацев к многотомному собранию «Жития Святых» святителя Дмитрия Ростовского, изданному с благословения Святейшего Синода. Иллюстрации были исполнены иконописцем Ф. А. Соколовым, а клише изготовлены в Вене, в мастерской Ангерер и Гешль.
Несмотря на тиражный характер, минеи данного типа обладали не только утилитарной, но и художественной ценностью. Они служили пособием для церковного чтения и благочестивого календарного почитания, становясь частью личных или монастырских библиотек. Их оформление отличалось высоким полиграфическим качеством, что подчёркивает значимость религиозной тематики в культурной политике того времени.