Новиченко В. А. офорт Л. Царицинский. Buchenwald 1964 г. 51x34,7 см. 1964
Офорт «Л. Царицинский. Buchenwald» Валентина Алексеевича Новиченко, созданный в 1964 году, является мощным художественным свидетельством памяти о трагедии Второй мировой войны и преступлениях нацизма. Композиция построена вокруг выразительного портрета мужчины — заключённого концлагеря. Его лицо полно страдания и сосредоточенности, рука в характерной полосатой робе заключённого охватывает плечо, как бы сдерживая внутреннюю боль. На заднем плане — сцена с группами узников и надпись «BUCHENWALD», чётко обозначающая место и смысл происходящего.
Работа выполнена в технике офорта по бумаге, что позволяет художнику добиваться острой выразительности линий, глубокой штриховки и эмоционального контраста. Новиченко использует силу графического языка для передачи не только визуального образа, но и внутреннего психологического состояния человека, прошедшего через концлагерь. Фигура на переднем плане наполнена трагизмом и сдержанным достоинством.
По стилю офорт относится к социально ангажированной графике 1960-х годов, часто обращавшейся к теме Великой Отечественной войны, памяти жертв фашизма и предостережения будущим поколениям. Это направление сочетает в себе реалистическую основу с экспрессионистскими элементами — подчёркнутой эмоциональностью и напряжённой композицией.
Дата создания — 1964 год, подтверждена авторскими надписями: слева — «Л. Царицинский. 1964 г.», справа — подпись «В. Новиченко». Также по фону нанесена надпись «Buchenwald» — немецкий концентрационный лагерь, символ ужаса и трагедии XX века.
Новиченко Валентин Алексеевич (1927–2011) — советский график, выпускник Свердловского художественного училища. Участник выставок с 1957 года, член Союза художников с 1966 года. В его творчестве значительное место занимают офорты на историко-социальные и мемориальные темы, в том числе циклы, посвящённые войне, труду и судьбе человека.
«Л. Царицинский. Buchenwald» — одно из наиболее драматичных произведений в творчестве Новиченко, являющееся как актом художественного высказывания, так и формой визуальной памяти.