Paul Schmidtbauer Зимний пейзаж карт. масл. Австрия 1923 г. 20x29,2 см. 1922
На переднем плане картины изображён зимний пейзаж — густые мазки белой краски формируют сугробы и волнистые заносы, контрастирующие с ритмично уложенными мазками, обозначающими камни справа. Линия горизонта уходит вдаль, где тонкая линия хвойных деревьев разделяет белизну земли и насыщенное, динамично написанное небо. Небо пронизано широкими диагональными мазками голубого и серого, что придаёт всей сцене движение и атмосферную глубину. Композиция передаёт не столько точный ландшафт, сколько впечатление от зимнего простора.
Работа написана в экспрессионистской манере, характерной для зрелого этапа творчества художника. Пастозная техника и выразительные мазки подчёркивают эмоциональность пейзажа, а сдержанная палитра белого, голубого и охристого усиливает ощущение холодного ветреного дня.
Картина относится к началу 1920-х годов, что подтверждается авторской подписью и датой: «Schmidtbauer 22», а также надписью на обороте: «Schnee und Himmel Schmidtbauer 22 Graz Kasteufeld 25». Это ранний период творческой зрелости художника, когда он уже достиг значительного профессионального уровня и начал получать признание.
Автор картины — Пауль Шмидтбауер (1892, Ливидрага — 1974, Грац), австрийский художник хорватского происхождения, значительная фигура австрийского сецессиона. Он рано переехал в Грац, где активно участвовал в культурной жизни города. Шмидтбауер получил широкое признание в 1920-х годах, сначала благодаря фрескам в общественных зданиях Штирии, а затем — за вклад в развитие художественного сообщества. В 1922 году, в год написания данной картины, он был удостоен государственной премии, а уже через год — золотой медали города Граца.
Эта работа, созданная на картоне маслом, представляет собой характерный образец экспрессионистского пейзажа художника. Она демонстрирует присущие ему черты: эмоциональную силу мазка, внимание к фактуре и контрасту, свободную композицию.
Сегодня такие работы Пауля Шмидтбауера имеют коллекционную ценность и востребованы на антикварном рынке, особенно среди ценителей австрийского модернизма первой половины XX века. Этюды подобного уровня редко встречаются в частных коллекциях за пределами Австрии, что увеличивает интерес к ним в российских и восточноевропейских антикварных кругах.