Мерная икона Святой великомученик Артемий масло сер. XIX в. 53,5х21,4 Вторая половина XIX века
На иконе изображён святой великомученик Артемий, стоящий в полный рост на фоне условного интерьера с плиточным полом. Святой облачён в зелёный хитон и золотисто-охристый гиматий, правой рукой он придерживает закрытое Евангелие, что подчёркивает его верность Слову Божию. Нимб над головой выделен золочением, а фон иконы решён в сдержанных бирюзово-серых тонах, без архитектурных или пейзажных дополнений, что придаёт образу строгость и сосредоточенность.
По иконографическому типу это поясной или ростовой святой, представленный фронтально, с прямым взглядом, в соответствии с каноном православной иконописи. Сюжет подчёркивает мученический и миссионерский подвиг святого Артемия.
Икона относится ко второй половине XIX века и исполнена в масляной технике на левкасе, что было распространённой практикой в провинциальных иконописных мастерских того времени. Размеры иконы указывают на её предназначение для иконостасного ряда или как часть домашнего иконостаса, где она могла занимать вертикальное крайнее положение. Интересной деталью является утраченная односторонняя врезная шпонка, что характерно для производственных практик позднеимперской иконописи.
Святой Артемий, пострадавший в 363 году, был одним из наиболее почитаемых военачальников христианской эпохи. При жизни он занимал высокий пост в Египте и по повелению императора Констанция перенёс мощи апостолов Андрея и Луки в Рим. Приступивший к власти император Юлиан Отступник подверг Артемия мученической казни за отказ отречься от веры. Его культ широко распространялся в Византии и на Руси, где святой считался покровителем воинов и страдальцев за веру.
Икона представляет интерес как образец региональной религиозной живописи, отражающей устойчивые стилистические каноны в период перехода от традиционной иконописи к более светским, живописным формам. В настоящее время она является предметом коллекционерского интереса, как по теме изображения, так и по технике исполнения, демонстрируя высокую степень сохранности и соответствие художественным нормам своего времени.