Храмовая икона Коронование Богоматери масло нач. XIX в. 52х42 см. XIX век
Икона «Коронование Богоматери». XIX век
Перед нами редкий по своему сюжету образ — «Коронование Богоматери», происходящий из западноевропейской иконографической традиции и получивший распространение в русском искусстве с конца XVII века. В центре композиции — Богоматерь, стоящая на коленях, к которой с обеих сторон обращены Бог Отец и Бог Сын, совместно возлагающие на неё царский венец. Над сценой — Бог Дух Святой в виде голубя, окружённый сиянием. Таким образом, образ раскрывает Богородицу как Царицу Небесную, удостоенную прославления всей Святой Троицей.
Композиция написана в духе академической живописи XIX века, с вниманием к анатомии, светотени и воздушной перспективе. Фигуры гармонично вписаны в пространство, а атмосферу возвышенности подчёркивают облака и ангельские лики — серафимы и херувимы. Углы украшены растительным орнаментом, что придаёт иконе декоративную завершённость.
Икона создана в технике масляной живописи по левкасу на доске с врезными шпонками, что характерно для профессиональных иконописных мастерских XIX века. Автор явно был знаком с западноевропейскими традициями и работал в рамках синтеза академической и духовной живописи.
Сюжет восходит к «Золотой легенде» Якопо да Вораджине и связан с представлением о том, что коронование Пресвятой Девы произошло сразу после её Успения.
Икона представляет антикварную и коллекционную ценность, являясь примером редкого сюжета в русской иконографии.