Ваза «Девочка» Европа конец XIX— начало ХХ вв
Перед вами фарфоровая ваза-подставка «Девочка», созданная в Европе в конце XIX — начале XX века, вероятно, под влиянием школы Wedgwood, ведущего центра керамического производства в Стаффордшире. Изделие выполнено в виде декоративной композиции, где рядом с круглой вазой в неоклассическом стиле изображена стоящая девочка в простом платье. Такая форма объединяет в себе как функциональность, так и декоративность, характерную для интерьерных предметов той эпохи.
Изделие изготовлено из фаянса, в технике литья с элементами формовки и ручной отделки. Основной цвет — приглушённый зелёно-серый, с матовым покрытием и стилизацией «под камень», что характерно для изделий Wedgwood. Сам сосуд украшен рельефным фризом с гирляндами и лентами, отсылающими к неоклассическим мотивам, популярным в Англии и континентальной Европе конца XIX века. Девочка, стоящая рядом, покрыта глазурью и выделяется светлым фоном и небольшими элементами позолоты, акцентирующими детали её наряда.
Хотя изделие не имеет клейма, его стилистические и технические особенности позволяют уверенно отнести его к традиции, сложившейся на базе мануфактуры Джозайи Веджвуда (Josiah Wedgwood), чьи нововведения в области фаянса и декоративной отделки стали определяющими для керамики второй половины XIX века. Именно в этот период оформился тип художественного фаянса, сочетающий античные формы, декоративную утончённость и сдержанную цветовую палитру.
Художественный стиль предмета можно охарактеризовать как неоклассицизм с элементами викторианской декоративной пластики. Такие вазы нередко служили как элемент декора в интерьерах буржуазных домов, украшая письменные столы, буфеты или каминные полки. Изображения детей — популярный мотив в фарфоровой скульптуре рубежа веков — воспринимались как символ невинности и домашнего уюта.
На сегодняшний день ваза «Девочка» признана предметом антиквариата и обладает коллекционной ценностью, подтверждённой экспертным заключением. Она представляет интерес для собраний, ориентированных на европейскую керамику рубежа XIX–XX веков.