Ваза для фруктов Хоровод Von Schierholz фарфор Германия Плауэ, Германия конец XIX- начало ХХ вв
Ваза для фруктов «Хоровод» представляет собой выразительный образец немецкого декоративного фарфора конца XIX — начала XX века, созданный на фабрике в Плауэ, расположенной в Тюрингии. Это изделие сочетает в себе черты рокайльного стиля с характерной тягой к декоративной избыточности, пасторальной тематике и стилизации под галантную эпоху XVIII века.
Скульптурная основа выполнена в виде стилизованного дерева, у подножия которого размещены юноши и девушки, объединённые в хоровод. Их наряды отсылают к моде второй половины XVIII — начала XIX века, что подчёркивает декоративную стилизацию и театральность композиции. Персонажи переданы с живой мимикой и пластикой движений, их одежда развевается в динамике танца, создавая эффект оживлённой сценки. Фигуративная лепка выполнена с большой тщательностью, характерной для продукции мануфактуры фон Ширхольца, особенно в период её расцвета после 1900 года.
Фарфор окрашен в мягкие пастельные тона с использованием надглазурной полихромной росписи, обогащённой позолотой. Верхняя часть вазы — ажурная чаша — оформлена гирляндами из цветов и фруктов, выполненными в технике объемной лепки. Их насыщенные цвета и фактурность создают ощущение праздничного изобилия, усиливая декоративную функцию предмета. Стилизация под корзину и обилие цветочных элементов подчёркивают влияние стиля рококо, особенно популярного в реминисценциях конца XIX века.
Фабрика в Плауэ, основанная в 1817 году под названием «Ширхольц и сын», в 1900 году стала называться «Фарфоровая мануфактура фон Ширхольца» после получения владельцами дворянского титула. В этот период производство сосредотачивалось не только на утилитарной, но и на декоративной продукции высокого художественного уровня.
Сегодня подобные изделия представляют значительный интерес среди коллекционеров антикварного фарфора, особенно немецкого происхождения. Их отличают художественная насыщенность, высокое качество лепки и росписи, а также историческая и культурная значимость как отражение вкусов и декоративных предпочтений позднего историзма и раннего модерна.