Указ о продлении срока переписи Российская империя 19 января 1765
Представлен листок, отпечатанный по случаю объявления указа российской императрицы Екатерины II о продлении срока переписи потаенных раскольников в связи с тем, что некоторые из потаенных раскольников Казанской губернии являются после объявленного срока о записи раскольников в «сказки». «Екатерина II в самом начале своего правления прекратила судебные преследования старообрядцев. В манифесте от 22 сентября 1762 г. об амнистии по случаю коронации императрицы Екатерины II говорилось: «По раскольничьим (кроме прямых богохульников)... делам содержащимся до сего времени под караулом, всех освободить, и по учиненным об них сентенциям ничего не делап,, а начатые следствия оставить». Эта первая в истории амнистия старообрядцев одновременно положила и конец их преследованиям за религиозные убеждения. Императрица стала придерживаться политики невмешательства светских и духовных властей в учение, исповедание, обрядность и внутренние распорядки старообрядческих толков. К старообрядцам стали отаосится, как к другим подданным империи.» ...
«.. .изменения в правовом положении старообрядцев были объявлены Екатериной II и в манифесте от 3 марта 1764 г. «О учинении вновь переписи не записавшимся потаенным раскольникам и о положении их в оклад». В нем приказывалось, «дабы не записавшиеся потаенные раскольники, во всех местах империи нашей находящиеся, и особливо по их раскольничьему названию в скитах живущие», подали о себе такие же «сказки» как и другие жители. которым предстояло переписать по третьей ревизии. Всех явившихся по новой переписки старообрядцев «обложить в двойной раскольнической оклад и как с прежними. так и с заггисавпгимися поступать равно». Все легально жившие и платившие .тройную подалъ «раскольщики» заносились в реестр местных священников, который отсылал его в Духовную консисторию епархии».
Левашова, Л. В. Законодательная политика Екатерины Второй в отношении старообрядцев.//Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - № 1. - С. 289 - 291 Несколько последующих указов положили конец бесконтрольной юрисдикции над старообрядцами не только в высшей инстанции - Синоде, но и в средней - духовных консисториях при епархиальных архиереях.