Форма великой ектинии Александра II Российская империя 1872-81 гг. Размер рамы 40x32 см. Российская империя 1872-1881 гг
Представлена форма Великой ектинии с перечислением царствующей четы, наследника цесаревича и великокняжеских глав семей дома Романовых с указанием сына императора Александра II от второго брака императора с княгиней Екатериной Михайловной Долгорукой - Георгия Александровичей.
Следовательно, форма составлена в период после рождения Георгия в 1872 г., до момента смерти императора Александра II 1(13) марта 1881 г.
Первою ектениею на важнейших суточных службах служит ектения великая (т| <л>ѵаятг| цеуаХті), называвшаяся в древности еще та сірцѵіксі, «мирные», т. е. прошения (ат)цата). От трех других видов ектений она отличается полнотою содержания: не говоря о малой ектении.
представляющей простое сокращение великой, — тогда как сугубая ектения молится исключительно о лицах, а просительная о нуждах безразлично к лицам, великая соединяет то и другое моление, так что сугу бая и просительная являются только дальнейшим раскрытием ее содержания, отчего она и поставлена в самое начало службы. Кроме того, от других ектений она
отличается возвышенностью и как бы таинственностью содержащія. Свое моление она начинает не с каких-либо частных и обыденных, хотя бы духовных нужд, а с того вышнего (трс аѵоѲеѵ) мира, который апостол называет «превосходящим всякий ум». С этих поистине надоблачных высот великая ектения в своих 14 прошениях (с возгласом 15) постепенно спускается к более и более близким нам кру гам: к миру, к Св. Церквам, их предстоятелям и служителям, к светской власти, нашему граду (или обители) и стране и их нуждам, к наиболее нуждающимся в Божией помощи («О плавающих» — исчисление по восходящей тяжести положения) и только в самом конце к нам самим. Моление заканчивается призывом обратиться за ходатайством в нуждах наших, о которых молились мы, к святым, и особенно к Богоматери, к которой прилагаются те
же 7 высоких титу лов, какие прилагаются к ней в литургийном возгласе «Изрядно о Пресвятей», обратиться в сладостной и покойной надежде на исполнение молитвы. Заключением к ектении является прославление, в котором слава Божия выставляется и как высшее основание для исполнения нашего прошения и которое, как высший, ангельский род молитвы, заключающий притом именование Преев. Троицы, произносит сам священник.