Портрет мальчика
Представлен портрет мальчика 3-4 лет в анфас. Справа по краю подпись: «Th. Tchumako... 19...». Подпись сомнений в подлинности не вызывает. Авторство работы знаменитого русского художника-портретиста Ф. Чумакова подтверждается.
Образ, колорит, манера рисунка и степень проработки тонов соответствуют характерным особенностям пастельных рисунков Ф. Чумакова и имеют аналогии в его работах из музейных и частных собраний.
Состояние использованных в работе материалов соответствует указанной датировке. Работа выполнена на высоком профессиональном уровне и представляет значительный интерес для частных собраний.
Фёдор Петрович Чумаков (1823—1899) —художник, исторический живописец и портретист. Писал картины на исторические и библейские сюжеты, жанровые композиции. В последние годы занимался почти исключительно портретом.
Фёдор Петрович Чумаков родился в 1823 году, в Петербурге, где с 1834 года по 1840 год воспитывался в Санкт-Петербургском театральном училище, куда был отдан родителями. Одновременно он посещал рисовальные классы Академии Художеств.
В семнадцать лет, 1840 году, он перевёлся в Академию Художеств, став пенсионером общества поощрения художеств. Там же его заметили профессора живописи К. П. Брюллов и П. В. Басин, он стал вольноприходящнм учеником в классе исторической живописи Петра Васильевича Басина.
В 1847 году ему были присуждены две (большая и малая) серебряные медали, за этюды стариков. Тогда же, известный собиратель картин Ф. И. Прянишников приобрёл его работу, портрет старушки, который впоследствии был передан в картинную галерею Румянцевского музея.
В 1849 году, на выставке академии художеств он выставил свои работы: «Женский портрет»,
«Антиквария», «Голова старика» и «Головка девочки». В 1850 году он был вынужден из-за болезни прекратить свои занятия в академии и, удостоенный звания художника с правом на XIV класс, в том же году уехал в Италию, где прожил больше года, а затем, возвратившись в Петербург, представил в 1852 году на академическую выставку две картины: «Вакханка» и «Девушка из Албано». По правилам дореформенной академии, совет профессоров признал возможным дать Фёдору Петровичу звание академика. Впоследствии художник специализировался на женских портретах и особенно «головках», которые в то время имели такой же успех, как и головки К. Е. Маковского.
В 1857 году он снова уехал за границу, объездил всю Европу и поселился в Париже, где стал постоянным экспонетом Салона. Несколько раз его работы обращали на себя исключительное внимание французской критики, а в 1865 году французское правительство приобрело его картину «Истязание Спасителя». Несколько его работ были приобретены президентом Академии Художеств великой княгиней Марией Николаевной, во время посещения парижской мастерской художника.
В 1856 году он привез в Санкт-Петербург большую картину «Спаситель и богач», которая была приобретена императором Александром II и пожалована академическому музею.
В 1868 подал прошение в совет академии о получении звания профессора за начатую картину «Распятие Спасителя», однако звания удостоен не был. До своих последних дней Фёдор Петрович жил почти безвыездно в Париже, где писал почти исключительно портреты и идеальные головки молодых женщин во вкусе Греза.
Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художесгв.Тосударственном Русском музее, Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева и других..