"Хутор" 1915
На картине Исаака Давидовича Шейнберга «Хутор» изображён осенний сельский пейзаж с группой домов под соломенными крышами, окружённых пастельными оттенками выгоревшей травы и кустарников. Композиция вытянута горизонтально, подчёркивая пространственную глубину равнинного ландшафта. Тонкие стволы деревьев и неброские цвета придают сцене ощущение тишины и покоя. Присутствует подпись и датировка в правом нижнем углу: «...15», указывающая на 1915 год, что подтверждено экспертным заключением.
Картина выполнена в пастозной манере, характерной для раннего периода творчества художника. Использование приглушённой, но гармоничной цветовой гаммы сближает её с традициями русского символизма, к которым тяготел Шейнберг, а также с декоративной трактовкой природы, свойственной французскому постимпрессионизму. Отдельные черты композиции — стремление к плоскостности, упрощённой форме и колористической цельности — демонстрируют влияние А. Матисса и А. Марке, на которых Шейнберг ориентировался в начале творческого пути.
Работа создана в г. Елизаветграде, где художник жил с 1905 года и активно работал в художественной мастерской в 1910-х годах. Это время стало для него периодом формирования личного стиля. Отсутствие академического образования компенсировалось интенсивной самостоятельной практикой, в ходе которой Шейнберг освоил основные приёмы живописи и развил собственную художественную систему.
Исаак Давидович Шейнберг (1887–1965) — художник, вошедший в историю как один из региональных представителей раннего модерна в русской живописи. Его творчество, пронизанное тонким лиризмом и декоративной выразительностью, охватывает как пейзажи, так и натюрморты. Картина «Хутор» является типичным примером его ранней манеры, в которой ещё присутствует сильная связь с крестьянским бытом и сельской архитектурой.
.