Двусторонний этюд : "Ночное чтение", "Банка с огурцом"
На представленной работе Исаака Давидовича Шейнберга изображён натюрморт с банкой и огурцом, относящийся к 1910-м годам. Композиция выполнена в масляной технике на холсте, с характерной для художника пастозной манерой письма, где яркие насыщенные мазки формируют объекты без излишней детализации. На переднем плане мы видим стеклянную банку, лежащий рядом огурец, а также драпировки и элементы интерьера, выполненные в экспрессивной и декоративной цветовой гамме.
Произведение относится к раннему периоду творчества Шейнберга, когда он работал в Елизаветграде. Несмотря на отсутствие академического образования, художник развил индивидуальный стиль под влиянием фовизма, а также идей символизма, в особенности французской школы Матисса и Марке. Отсюда – внимание к цвету как к самостоятельной художественной категории и построение форм через локальные пятна.
Работа интересна тем, что представляет собой двусторонний этюд: на оборотной стороне полотна находится жанровая сцена с человеком, читающим при лампе. Такой подход типичен для ученических или поисковых этапов в творчестве, когда холст использовался максимально функционально. Обе стороны написаны в умеренно светлой гамме, что также сближает их с манерой Шейнберга 1910-х годов.
Картина несёт в себе черты переходного этапа в русском искусстве, когда художники провинциальных городов начинали воспринимать и перерабатывать авангардные течения Европы, адаптируя их к собственному восприятию окружающего мира. Подобные этюды, возникшие в творческой мастерской художника, имеют важное значение для понимания его развития и места в истории раннего модернизма на юге Российской империи.