Верхотурье Новая Заря (Свято-Николаевский монастырь) 1999
На графическом листе изображён Свято-Николаевский мужской монастырь в Верхотурье — один из старейших религиозных центров Урала. Композиция строится на контрасте тёмного переднего плана с насыщенным светом восходящего неба. Храмы с луковичными куполами и белокаменная крепостная стена подчёркивают величественность архитектурного ансамбля. Линии выполнены с чёткостью, характерной для техники линогравюры, а цветовое решение создаёт ощущение торжественного спокойствия.
Работа выполнена в технике художественный стиль линогравюры, с характерной для неё графической чёткостью и декоративной выразительностью. Стилистически произведение относится к направлению реалистической графики с элементами романтического пейзажа, распространённого в постсоветский период.
Художник — Евгений Иванович Вагин (1926–2019), живописец и график, представитель уральской художественной школы. Он обучался в Уральском училище прикладных искусств в Нижнем Тагиле, участвовал в выставках с 1957 года, активно занимался станковой живописью и монументальной росписью. Член Союза художников СССР с 1970 года, Заслуженный художник России с 1992 года. Его творчество посвящено Уралу, в том числе историческим и индустриальным сюжетам.
Время написания работы — 1999 год. Это один из поздних листов мастера, в котором отразилось его стремление к духовным и культурным мотивам. Место написания — Урал, вероятно, Нижний Тагил, где Вагин жил и работал на протяжении всей жизни. Мотив Верхотурья в графике художника отсылает к его интересу к уральской истории, православной архитектуре и культурному наследию.
Сегодня линогравюра представляет интерес как для музейных коллекций, так и для частных собраний. Она отражает не только мастерство графика, но и продолжение традиций реалистического изображения архитектуры и природы Урала на рубеже XX и XXI веков.