Картина "Старая береза"
На картине изображен осенний пейзаж. Большую его часть занимает высокая береза. Ее ствол и корявые старые ветки покрыты желтовато-коричневой листвой и раскинулись в разные стороны. На заднем плане ярко-зеленая полоска хвойного леса, с которой перекликаютсядве маленькие елочки в нижнем правом углу картины.
Слева внизу подпись и дата: “В.М. 82.”
Подпись старая и сомнений в подлинности не вызывает. Использованные в картине художественные материалы соответствуют ее датировке. Тематика произведения типична для. творчества В. Мухаркина.
Работа выполнена на професснональном уровне и представляет интерес для частных собраний.
Мухаркин Вилен Дмитриевич.
Родился в 1925 году в Надеждинске (г. Серов). Перед войной окончил восемь классов средней школы. С июня 1941 г. по январь 1943г. работал машинистом экскаватора в доменном цехе Надеждинского металлургического завода.
С января 1943г. по декабрь 1945г. воевал на Втором Украинском фронте. Участвовал в боях на Корсунь-Шевченковском направлении, в бояхпод городомЯссы(Румыния). На территории Венгрии был дважды ранен. Второе тяжелое ранение получил в уличных боях в Будапеште. Награжден Орденом Великой Отечественной войны I степени, медалью “За отвагу”, медалью “За победу над Германией”, юбилейными медалями и медалью “Ветеран труда”.
С 1947 по 1952 гг. учился в Уральском училище прикладного искусства (г. Нижний Тагил).
Преподаватели — О.Э. Бернгард, Г.В. Патко, В.В. Крюков (Москва). После окончания училища работал художником-оформителем в Нижнетагильском художественном фонде, преподавал в Художественном училище.
Работал в одной мастерской с О.Э. Бернгардом. Встречался с И. К. Слюсаревым. Выезжал на творческие дачи в Вышний Волочек, Гурзуф, Краснодарский край, где встречался с известными живописцами, способствующими его росту, К.Н. Бритовым, Б. Н. Яковлевым, В. В. Мешковым, В. Ф. Стожаровым и др. Писал пейзажи, натюрморты. С середины 1980-х гг. работал гуашью.
Творчество В. Мухаркина-значительное явление в истории уральского искусства 1960-80-х гг. В то время, когда в произведениях большинства уральских художников на фоне суровых пейзажей дымились трубы заводов, и рабочие совершали трудовой подвиг, на картинах В. Мухаркина царила беспечно-солнечная атмосфера, свойственная русским и западноевропейским живописцам первой четверти XX века.
Живопись В. Мухаркина — сочная, ярко-темпераментная, обладающая взрывной силой “тихого” бунтарства. Его пейзажи проникнуты эмоциональным напряжением, мощным дыханием природы. Широкий пастозный мазок, упругая цветовая и ритмическая ткань композиции рождают образ глубокого пластического напора. Органика и преемственность с лучшими традициями живописного реализма, московской школы живописи 1920-30-х гг. присутствуют в работах художника. Также в произведениях В. Мухаркина просматриваются лучшие традиции французского и немецкого постимпрессионизма и экспрессионизма. Недаром его называют “тагильским Ван Гогом”.