Храмовая икона Богоматерь с младенцем масло сер. XIX в. 116,5х54,1 см. конец XIX— начало XX вв
На иконе изображена Богоматерь, держащая на левой руке Младенца Христа. Обе фигуры фронтальны, их взгляды устремлены прямо на зрителя. Христос изображён в жесте благословения, в то время как Богоматерь мягко придерживает Его правой рукой. Лики написаны с подчёркнутой мягкостью и объёмом, при этом сохраняется строгость иконографического канона. Светлая цветовая гамма, золочёные нимбы и плавные переходы света и тени формируют торжественную и в то же время проникновенную атмосферу.
Работа относится к академической традиции иконописи, сформировавшейся в Российской империи в конце XIX — начале XX века. Этот период характеризуется тяготением к реалистической трактовке ликов, светотеневой моделировке и портретной точности в изображении святых. В композиции ощущается влияние светского портрета, что сближает икону с художественными приёмами академической школы.
Икона создана профессиональным художником, владевшим техниками академической живописи. Использование дерева, левкаса, масла и золочения, а также конструктивные элементы — врезные встречные шпонки — указывают на мастерскую работу. Размер и формат предполагают, что икона могла использоваться как в храмовом, так и в домашнем иконостасе.
Композиционно образ относится к типу Богоматери Одигитрии, с подчёркнутым акцентом на духовное наставничество и материнское заступничество. В надписях — традиционные сокращения "МР" (Матерь) и "ѲУ" (Божия), а также "ІС ХС" (Иисус Христос), что полностью соответствует православной традиции.
В настоящее время икона представляет высокую коллекционную и культурную ценность как выразительный пример переходного периода русской иконописи, вобравшего в себя как канонические черты, так и достижения академической живописи. Подобные произведения особенно востребованы среди знатоков церковного искусства и частных коллекционеров.