Икона в окладе Собор Богоматери темпера, латунь, серебрение кон. XIX в. 54,5х42,5 см. конец ХІХ века
Икона «Собор Пресвятой Богородицы», конец XIX века
Торжественный и насыщенный по композиции образ, представляющий Собор Пресвятой Богородицы — редкий и почитаемый праздник, отмечаемый на следующий день после Рождества Христова (26 декабря / 8 января), когда верующие воспевают Матерь Божию как Родительницу Спасителя и участницу Тайны Боговоплощения.
В центре иконы — Богоматерь на престоле с Младенцем Христом на коленях, окружённая сонмом ангелов, святых, пророков, апостолов и праведников. Композиция организована в несколько регистров, что отражает развитие иконографии с XVI века, когда изображение Собора усложнилось включением большого количества персонажей, предстоящих в поклонении Богородице.
В верхней части изображены ангельские чины, в средней — волхвы, пастыри и святители, а в нижнем регистре — цари, пророки, женщины-персонификации Земли и Пустыни, приносящие символы Рождества: пещеру и ясли, как это описано в рождественской стихире. Среди святых нередко можно узнать Иоанна Дамаскина и Косму Маюмского, гимнографов, воспевавших Рождество.
Живопись выполнена в смешанной технике (темпера и масло) по левкасу на доске. Икона покрыта богато декорированным окладом из медного сплава с серебрением, выполненным методом чеканки и штампа, с тщательно проработанными орнаментами. Живопись и оклад созданы одновременно.
По стилистике произведение относится к продукции иконописных мастерских конца XIX века. Состояние соответствует времени изготовления. Икона представляет высокую коллекционную, историко-художественную и духовную ценность, может использоваться как в музейной экспозиции, так и в церковной практике или частном собрании.