Парные картины «Весенний виноград» и «Сентябрьские гроздья»
Две парные картины с олицетворением символических аллегорий весны и осени.
На одной картине девушка в голубой античной тоге с полуобнаженной грудью протягивает свою руку к цветущей ветви винограда. У ветвей летают бабочки, также являющиеся непременным атрибутом весны. В другой руке девушки цветущая виноградная ветвь.
Вторая картина изображает девушку в красной тоге, с серьгой в ухе, украшенной каменьями собирающей плоды созревшего винограда. В небе летят ласточки, как символ приближающейся осени.
Возможно, картины предполагают собой не только фигуративное обозначение популярного в искусствемотива изображения времен года, но содержат в себе намек на изменения в жизни владелицы, её статуса или природной зрелости.
Мотив випоградпой лозы использовался в орнаменте с древних времен, часто с целью замены условных элементов орнамента натуралистически трактованными мотивами. Виноградная лоза встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийскихмозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.
Появление культурного винограда в Древней Греции связывали с Дионисом — богом растительности, покровителем виноградарства и виноделия.
В европейском классическом искусстве виноградная лоза символизирует осень, одно из четырех времен года, а изображение сбора винограда — месяц сентябрь.
У многих народов гроздь винограда ассоциировалась с божествами плодородия и сельского хозяйства. Также она символизировала гостеприимство, праздники и молодость.
Использованные в картинах материалы соответствуют указанному времени их создания. Композиция, мотив, общий колорит и приемы изображения соответствуют принципам европейской живописи в данный период времени. Античный мотив, присутствующий в картинах, может быть связан с влиянием творчества французского художника Пюви де Шаванна, работавшего в последней трети XIX в. во Франции, искусство которого пользовалось чрезвычайным признанием по всей Европе.