Икона Огненное восхождение пророка Илии темпера по золоту втор. пол. XIX в. 44х36 см. Вторая половина XIX века

Код: 13738
Вторая половина XIX века
 
дерево, левкас, смешанная техника
 
Высота: 44
 см
Ширина: 36
 см
Глубина: 2,5
 см
100 000 ₽

На иконе изображено одно из самых узнаваемых сюжетов в русской православной иконографии — Огненное восхождение пророка Ильи. В центре композиции — фигура самого пророка, изображённого как седовласый старец с жезлом и свитком, окружённого многочисленными сценами из его жития. В правом верхнем углу представлено ключевое событие: вознесение Илии на небо в огненной колеснице, сопровождаемое ангелами. Сцена символизирует избранность и особое место пророка в ряду ветхозаветных праведников.

Стилистически икона относится к народному примитиву — направлению, характерному для провинциальной иконописи второй половины XIX века. Примитивность выражается в упрощённых пропорциях, выразительной линейности и яркой колористике, что придаёт изображению особую искренность и декоративность. Изображения здесь исполнены с акцентом на нарративность: каждая сцена читается легко и последовательно.

Икона создавалась в эпоху, когда русская иконопись уже находилась под влиянием академической живописи, но в провинции сохранялись устойчивые традиции, восходящие к древнерусской школе. В это время массово работали мастерские, ориентированные на нужды верующего народа, для которого икона оставалась не только объектом культа, но и важной частью повседневной духовной жизни.

Пророк Илия — одна из центральных фигур Ветхого Завета, живший за девять веков до Рождества Христова в Палестине. Согласно Священному Писанию, за свою праведную жизнь он был взят на небо живым, в огненной колеснице. Этот сюжет стал символом Божественной силы и славы, а сам Илия почитается как покровитель урожая и защитник от засухи и гроз. Уже в домонгольский период на Руси были построены храмы в его честь, в частности, одна из первых церквей в Киеве.

Икона, выполненная на доске с левкасом в смешанной технике (темпера и масло), отражает живую народную религиозность. По характеру исполнения она явно создавалась не для большого храма, а для домашнего иконостаса, что придаёт ей особую интимную значимость.

 

Не нашли что искали? Отправьте заявку и мы поможем Вам с выбором!×