Икона в окладе «Господь Вседержитель» середина XIX в
Перед нами образ Христа Вседержителя, исполненный в характерной для середины XIX века манере академического иконописания. Христос изображён в полный рост, с поднятой правой рукой в жесте благословения и с раскрытым Евангелием в левой руке. Надпись в книге восходит к словам Христа: «Приидите ко Мне все труждающиеся...» — призыв к духовному утешению, перекликающийся с евангельским повествованием и подчёркивающий спасительную силу веры.
Лик Христа исполнен с внутренней сосредоточенностью, в спокойной строгости черт чувствуется образ Судии и Спасителя мира. Композиция иконографически восходит к византийской традиции, в которой образ Христа Пантократора занимает центральное место в церковной росписи и иконописи. Уже с XI века этот тип изображения распространился в Древней Руси как один из главных и почитаемых.
Материалы и техника: икона написана на деревянной доске с врезными шпонками, с применением левкаса и масляной живописи. Металлический оклад — из медного сплава, выполнен в техниках штампа, чеканки и гравировки. Обрамление щедро декорировано растительным орнаментом, а венец — сиянием, закреплённым стеклянными вставками. Особо выделяется тканевая фактура на одеждах, выполненная в технике точечной гравировки по металлу.
Икона и оклад изготовлены одновременно, что характерно для работ иконописных мастерских второй четверти XIX века. Такие произведения создавались профессиональными художниками в условиях мастерских, ориентированных на духовные нужды православного общества.
Этот образ Вседержителя может стать как украшением частной коллекции, так и духовной реликвией, достойной молитвенного почитания.