Икона в окладе Богоматерь Иверская темпера, латунь сер. XIX в. 30х25,5 см. Середина XIX века
Икона Богоматери Иверской. Россия, середина XIX века
Перед нами образ Богоматери Иверской, исполненный в традициях русской иконописи середины XIX века. Композиционно иконография восходит к древнему византийскому образу Портаитиссы (Вратарницы), особо почитаемому на Афоне. Богоматерь изображена с Младенцем Христом на левой руке, в благоговейном и сосредоточенном взгляде, направленном на Сына. Ее правая рука возложена на грудь, а Христос благословляет правой рукой и держит свиток в левой.
Отличительной чертой этого списка являются короны, венчающие головы Богородицы и Христа, а также обилие лучевидных нимбов, придающих иконе торжественность и западноевропейский барочный оттенок, характерный для русского религиозного искусства XIX века.
Живопись выполнена смешанной техникой по левкасу на деревянной основе, скрыта под окладом, но сохранила насыщенные краски и выразительные черты ликов.
Оклад выполнен из медного сплава с применением штампа, чеканки и вставками из стекла, что придает ему яркость и декоративность. На нижнем торце имеется клеймо: «ВНБ 30», подтверждающее авторство или мастерскую.
Икона и оклад изготовлены одновременно и представляют собой цельный художественный ансамбль. По экспертному заключению, произведение датируется серединой XIX века и относится к продукции профессиональных иконописных мастерских.