Храмовая икона Богоматерь Всех Скорбящих Радость темпера сер. XIX в. 89х80 см. Вторая половина XIX века
Икона «Богоматерь Всех Скорбящих Радость». Вторая половина XIX века
Перед нами — образ Богородицы, почитаемый под именем «Всех Скорбящих Радость», один из наиболее утешительных и ободряющих в православной иконографии. Центральная фигура — Богоматерь, представлена в полный рост с распростёртыми руками, символизируя заступничество и милосердие. Вокруг неё — ангелы и страждущие: больные, бедные, скорбящие, заключённые, путешествующие — все, кому нужна небесная помощь. К каждой группе добавлены ленты с надписями, указывающими на их беды и нужды.
Композиция насыщена и многофигурна, каждая группа оформлена с декоративной ясностью. По сторонам представлены преподобные Евфимий и Матрона, которые, вероятно, указывают на личное покровительство этим святым семье заказчика. В верхней части — образ Христа в облаках, благословляющего молящихся.
Икона написана темперой по левкасу на доске со встречными шпонками. Использовано золочение, в том числе на фоне и нимбах. Цветовая гамма — яркая и локальная, с преобладанием красных, синих и зелёных тонов. Лица сильно разбелены, что характерно для провинциальных мастерских второй половины XIX века, на что указывает и общий декоративный строй композиции.
Образ «Всех Скорбящих Радость» особенно прославился в Москве в 1688 году и с тех пор почитается как икона, к которой обращаются с молитвами в бедах и болезнях.
По своему исполнению и сохранности икона представляет антикварную и коллекционную ценность.