Икона в окладе Седмица темпера, латунь кон. XIX в. 31х26 см. Конец XIX века
Икона «Седмица», кон. XIX в. Лики реставрированы.
Редкий и насыщенный по иконографии образ, связанный с особым литургическим моментом — Неделей святых отцов, предшествующей празднику Пятидесятницы (Сошествию Святого Духа). В русской иконописи такого рода композиции встречаются начиная с XVII века и приобретают всё большее распространение в поздних образцах.
В центре иконы — Христос Вседержитель, восседающий на престоле, с раскрытым Евангелием в левой руке и жестом благословения правой. По сторонам от Него — Богородица и Иоанн Предтеча, оба с развернутыми свитками, символизирующими их ходатайство и пророческую миссию. За престолом стоят архангелы Михаил и Гавриил, а над ними изображены апостолы Иоанн Богослов, Пётр, Павел и святитель Николай Чудотворец.
В нижней части — коленопреклонённые мученики Димитрий и Параскева, а у подножия престола — преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, символизирующие русское монашество и подвижничество. На полях иконы помещены особо чтимые святители: Пётр, Иоанн, Алексий и Даниил Московские, вероятно, являющиеся небесными покровителями семьи заказчика.
Икона выполнена в темперной технике по левкасу на доске с встречными шпонками. Украшена окладом из медного сплава с серебрением, выполненным методом чеканки и штампа. Живопись и оклад изготовлены одновременно.
По стилистике, икона относится к поздним мастерским, ориентированным на строгое каноническое изображение при высоком уровне детализации и декоративности. Икона представляет высокую коллекционную, литургическую и историко-художественную ценность и особенно интересна как памятник русской иконографии, сочетающий соборное почитание святых с элементами частной благочестивой традиции.
.