Идущий медведь. Херенд, Венгрия конец XX-начало XXI вв
Скульптура «Идущий медведь» изготовлена на фарфоровой мануфактуре Herend (Херенд) в Венгрии в конце XX — начале XXI века. Автор модели — Дьюла Маугш (Gyula Maugsch, 1882–1946), известный венгерский скульптор-анималист, работавший как в Будапеште, так и в Берлине, а также преподаватель скульптуры в Секешфехерваре. Скульптура выполнена из фарфора, высота изделия — 18,5 см. На основании присутствуют оригинальные клейма: «HEREND», производственные номера «5259» и «137».
Композиция изображает белого медведя в движении, с открытой пастью, характерной посадкой головы и объёмной трактовкой мускулатуры. Несмотря на декоративный стиль исполнения, образ передаёт жизненность и динамику — типичные черты анималистической пластики Маугша. Лаконичность формы, гладкая фарфоровая поверхность и мягкие очертания подчёркивают внутреннюю силу и плавность движения животного.
Фарфоровая мануфактура Herend, основанная в 1826 году и реформированная Мором Фишером с 1839 года, стала одним из самых престижных производителей художественного фарфора в Европе. Особенно известна мануфактура своими уникальными вручную раскрашиваемыми сервизами и скульптурой малой формы. С 1924 года Herend начал выпуск фарфоровой скульптуры, пригласив к сотрудничеству лучших венгерских скульпторов. Благодаря этому к середине XX века фабрика достигла мирового признания в области художественного фарфора.
Данная скульптура — пример современного переиздания модели, созданной в первой половине XX века. Она совмещает в себе ремесленную точность, художественную выразительность и технологическое совершенство. Использование чистого белого фарфора без росписи подчёркивает пластичность формы и делает акцент на силуэте животного, а не на декоративных элементах.
Сегодня такие произведения Herend представляют высокую коллекционную ценность и востребованы как на антикварном, так и на арт-рынке, особенно среди ценителей европейского фарфора и скульптуры в жанре анималистики.