Кружка на трех ножках-шариках Нюрнберг (Южная Германия) конец XVII - начало XVIII вв
Перед нами большая оловянная кружка с откидной крышкой, установленная на трёх фигурных ножках-шариках, выполненных с декоративными маскаронами и растительным орнаментом. Этот тип кружек восходит к традициям барочной столовой посуды, распространённой в Нюрнберге (Южная Германия). Он сочетает практичность с выраженной художественной составляющей, характерной для позднего ренессанса и раннего барокко.
Материал изготовления — олово, с применением техник литья и гравировки. Высокая цилиндрическая форма сосуда с S-образной ручкой и крышкой с шарообразным упором типична для европейских кружек того времени. На поверхности тулова представлена гравированная охотничья сцена — момент стрельбы из лука по оленю, что подчёркивает как декоративную функцию предмета, так и связь с охотничьей символикой, популярной в немецкой культуре.
Особого внимания заслуживает откидная крышка, на которой выгравировано изображение талера 1680 года с гербами Священной Римской империи и вольного города Нюрнберга. Надпись “REIP: NORIMBERGENSIS MONETA ARGENTEA” свидетельствует о прямой отсылке к нюрнбергской монетной традиции. Такие вставки подчёркивали статус владельца и демонстрировали приверженность городским или имперским символам.
Ножки кружки оформлены в виде маскаронов — женских или мужских лиц, вписанных в лиственные обрамления. Этот декоративный приём был заимствован оловянщиками у серебряных дел мастеров и активно применялся в оформлении посуды с 1730-х годов, особенно в северогерманских мастерских.
Клейма на внутренней стороне кружки “RF” могут указывать на определённую мастерскую, возможно связанную с известным нюрнбергским оловянщиком Михаэлем Хёссом, чьи изделия ценятся за высокое качество исполнения и характерный декор.