Икона Богоматерь Иверская Афон литография бумага на дереве нач. ХХ в. 12х10 см. Афон Начало XX века
Икона изображает Богоматерь Иверскую, один из наиболее почитаемых образов в православной традиции. Дева Мария представлена в красной мантии с золотыми звёздами, с Младенцем Иисусом на левой руке, а её правая рука обращена к груди в жесте духовного указания. Младенец Христос изображён с благословляющей десницей и свитком в левой руке, его фигура развернута к Богоматери, что подчёркивает глубокую связь между Матерью и Сыном.
Основой служит деревянная доска, на которую наклеен бумажный образ, выполненный в технике хромолитографии, что указывает на использование механической печати, популярной в начале XX века. Подобная техника широко применялась в афонских иконописных мастерских, особенно при создании небольших икон для паломников. Материал — дерево, бумага, краска.
Этот тип икон, относящийся к началу XX века, активно производился на Афоне, в том числе в Русском Пантелеимоновом монастыре, штамп которого сохранился на обороте данной иконы. Это подтверждает её происхождение и придаёт ей дополнительную историческую ценность. Подобные образы распространялись как благословение афонских монахов и нередко становились частью личных и домашних молитвенных уголков.
Иверская икона Божией Матери является списком с древнего византийского образа Одигитрии-Портаитиссы, прославленного множеством чудес. Особое значение этот образ приобрёл с XVII века, когда его список был принесён в Москву. Икона Иверская имеет три дня празднования в году, что подчёркивает её важность в литургическом календаре.
Декоративная особенность данной иконы заключается в контрастном сочетании насыщенных красных и зелёных тонов, золотого фона с орнаментом, а также в стилизованной короне Богоматери, что типично для афонских списков. Поверхность несёт следы старения — характерное растрескивание красочного слоя (кракелюр), что подтверждает возраст предмета.
Сегодня подобные иконы представляют коллекционный интерес и востребованы среди коллекционеров и ценителей православной культуры. Их значение заключается не только в декоративной или антикварной ценности, но и в духовном и историческом контексте, связанном с русским Афоном и паломничеством начала XX века.