Скульптура «Лежащая кошка» Китай Китай последняя четверть XIX— начало XX вв
Перед нами фарфоровая скульптура «Лежащая кошка», выполненная в Китае в последней четверти XIX — начале XX века. Изделие представляет собой миниатюрную фигуру спящей кошки, голова которой украшена яркой красной лентой с двумя небольшими колокольчиками. Рельефная форма тела сочетается с богатой эмалевой росписью, выполненной полихромными красками с элементами золочения.
Материалом для создания послужил фарфор, форма которого получена методом литья, а декоративное оформление – результат тонкой ручной росписи эмалью, характерной для экспортных изделий китайских мастерских. Скульптура покрыта сложным узором из цветочных мотивов, изображений бабочек, вееров, плодов и стилизованных элементов — всё это типично для декоративных объектов китайского экспорта, ориентированного на европейские вкусы рубежа XIX–XX веков.
Исторически такие предметы создавались в условиях упадка внутреннего производства высокохудожественного фарфора в Китае, однако в то же время развивался экспортный рынок, главным образом через мастерские в Цзиндэчжэне и Кантоне. Эти центры активно работали на европейский и американский спрос, в частности в духе «шинуазри» — моды на китайские мотивы, ставшей популярной в Европе с XVIII века.
Скульптура несёт в себе глубокий символизм. В китайской традиции кошка, как ночное животное, связана с инь-энергией, ассоциируется с охраной дома от злых духов и одновременно считается символом долголетия. Подаренная фигура кошки нередко воспринимается как оберег, приносящий здоровье и покой в дом.
На донной части предмета расположено квадратное красное клеймо с иероглифами, имитирующее маркировку эпохи Цяньлун (1736–1795), что добавляет историко-декоративную ценность объекту. В этот период иезуитское влияние в Китае способствовало проникновению китайского фарфора в Европу, придавая особый статус экспортным изделиям.