«Реверанс» Берлину Германия 1920-е гг
Перед нами изящная антикварная скульптура, изображающая девушку, исполняющую реверанс, – характерный жест вежливости и изящества, распространённый среди женщин высшего общества второй половины XIX века. Лёгкий наклон корпуса вперёд, поднятая в руках юбка, застенчивый взгляд – всё в пластике этой композиции подчёркивает скромность, грацию и манерность образа, типичные для светской культуры описываемого периода.
Скульптура выполнена из разных материалов, что придаёт ей особую художественную выразительность. Торс, руки, голова и один из туфельных носков изготовлены из кости, обладающей тёплой полупрозрачностью. Объёмное платье, ниспадающее широкими складками, вырезано из алебастра – камня, хорошо передающего мягкость драпировок. Подставка – многоуровневая, с сочетанием светлого и тёмного оникса, устойчиво подчёркивает силуэт композиции. Сложносоставная техника объединяет в себе традиции ювелирной пластики и академической скульптуры малых форм.
Автором модели является Фридрих (Франц) Пелешка-Лунард – австрийский скульптор, родившийся в 1873 году в Вене, работавший в начале XX века в Берлине и сотрудничавший с известной фирмой Ferdinand Preiss. Именно Фердинанд Прайс, один из наиболее влиятельных предпринимателей в области декоративной пластики Ар Деко, был организатором тиражирования подобных композиций. Однако, в данном случае модель спроектирована не самим Прайсом, а его сотрудником Пелешкой-Лунардом, чья подпись («F. Preiss») выгравирована на основании изделия, как отметка принадлежности к его фирме.
Форма и художественный строй работы вписываются в традицию европейской салонной скульптуры, сочетая элементы академизма и бельэпоковской декоративности. Пропорции фигуры, выразительная трактовка жеста и лица, использование полупрозрачных и мягко мерцающих материалов делают эту работу выдающимся примером камерной пластики межвоенного времени.