Икона "Минея ноябрь (с 23-30 день)" Москва. Синодальная типография 1905
На изображении представлена цветная хромолитография конца Императорской эпохи, иллюстрирующая Минею ноября с 23 по 30 число. Композиционно она оформлена в виде восьми регистров, каждый из которых содержит изображения православных святых, почитаемых в указанные дни месяца. Фигуры исполнены в традиционной стилистике, с подчёркнутой фронтальностью, ясным силуэтом и устойчивыми иконографическими схемами. Особое внимание уделено выразительности лиц и разнообразию монашеского и светского облачения.
Произведение выполнено в технике цветной хромолитографии, широко использовавшейся в конце XIX – начале XX века для репродукции икон и церковных календарей. Данная литография была отпечатана в 1905 году в Московской Синодальной типографии — официальном печатном органе Русской православной церкви. Издание входит в число листов, сопровождавших собрание житий святых, известных как Минеи-Четьи, составленные митрополитом Дмитрием Ростовским. Художественную часть разработал московский иконописец Ф.А. Соколов, а клише были изготовлены в Вене, в мастерской Аигерер и Гешль.
Работа связана с духовным возрождением, сопровождавшим период церковной реформы в конце XIX века, когда активно издавались богослужебные тексты, календари и жития. Иллюстрированные минеи предназначались как для храмового использования, так и для личного благочестивого чтения. Визуально они способствовали распространению знаний о лике святых и укрепляли культ подвижников веры в повседневной жизни верующих.
Лист посвящён памяти таких фигур, как благоверный князь Александр Невский, великомученица Екатерина, апостол Андрей Первозванный, митрополит Митрофан Воронежский, Иаков Персянин, Святитель Иннокентий, Георгий Победоносец и другие. Все они изображены в соответствии с церковными канонами — в полный рост, на нейтральном фоне, с подписями на церковнославянском языке.
Данное произведение относится к московской школе печатной и религиозной графики рубежа XIX–XX веков. Оно представляет не только богословскую, но и искусствоведческую ценность, сохраняя уникальные черты позднеимперского церковного искусства. Сегодня такие листы востребованы среди коллекционеров, музейных собраний и исследователей истории православной иконографии.