Храмовая икона Богоматерь Троеручица масло сер. XIX в. 71x53,2 см. последняя четверть XIX вв
На иконе изображена Богоматерь с Младенцем Христом, сидящим у неё на правой руке. Лики святых исполнены в мягкой реалистической манере, с акцентом на выразительности взглядов и светотеневой моделировке лиц. Обе фигуры окружены тонкими нимбами с золочёным орнаментом. В нижней части иконы, под ногами Младенца, изображена третья рука, являющаяся характерной особенностью данного иконографического типа. Жесты Богоматери исполнены сдержанно, в духе иконографической традиции.
Перед нами образ Богоматери Троеручицы — особый иконографический тип, получивший распространение в православной традиции. Он основан на предании о чудесном исцелении святого Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке. Согласно легенде, после отсечения руки по ложному доносу, святой молился перед образом Богородицы, и та исцелила его. В знак благодарности он приложил к иконе серебряную руку — отсюда и третья кисть, ставшая неотъемлемой частью композиции.
Икона выполнена в последней четверти XIX века в рамках работы русских иконописных мастерских, использующих технику масла по левкасу на деревянной доске с врезными сквозными шпонками. Это период массового иконописного производства, при этом изделие отличается высоким уровнем исполнения: чёткая прорисовка лиц, золочёные нимбы с орнаментом и качественная прорисовка одежды.
Произведение относится к академизированной иконописной традиции — направлению, возникшему в XIX веке и ориентированному на соединение канонической схемы с элементами светской живописи: моделировкой объёма, мягкостью формы, более реалистичным подходом к фигурам.
В настоящее время икона «Богоматерь Троеручица» представляет значительную коллекционную и духовную ценность. Она востребована среди знатоков русской иконописи, как памятник иконографической традиции и пример мастерской работы позднего имперского периода. Образ особо почитается как исцеляющий и заступнический, а дни празднования — 11 и 25 июля — остаются важными в православном календаре.