Храмовая икона Троица Новозаветная масло нач. XX в. 73,5x63,5 см. Начало XX века
На иконе изображена Новозаветная Троица — один из редких иконографических сюжетов, в котором три Ипостаси Единого Бога представлены одновременно в антропоморфной форме. Бог Отец и Бог Сын восседают рядом на облаках. Христос изображён в красно-синем одеянии, с крестом в правой руке и раскрытым Евангелием в левой, а Бог Отец — в зелёной мантии, с благословляющей десницей и скипетром. Над ними, в лучезарном сиянии, находится Святой Дух в образе голубя, от которого расходятся золотые лучи. В верхней части изображены ангельские лики и надписи, указывающие на святые Ипостаси.
Композиция относится к типу «Сопрестолие», где Бог Отец и Сын изображены в сидячем положении, в торжественной симметрии. Это один из наиболее символически насыщенных сюжетов, подчёркивающий догматическое учение о Троичности Бога, как оно изложено в евангельских словах Христа: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). Такое изображение акцентирует равночестность и единство лиц Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа.
Работа выполнена в начале XX века в технике масла по левкасу на деревянной доске с врезными сквозными шпонками, что соответствует традиции русских иконописных мастерских. Живопись отличается академическим подходом: мягкая моделировка объёма, светотеневая передача формы, выразительная колористика. Лики исполнены с тщательной прорисовкой и спокойной симметрией, типичной для позднеимперской традиции.
Хотя изображения Новозаветной Троицы были осуждены Большим Московским Собором 1667 года, они продолжали использоваться, особенно в бытовом и домашнем иконописании, и сохранялись вплоть до XX века. Этот иконографический тип особенно распространён в декоративных и образовательных целях, как средство визуального утверждения христианского догмата о Троице.
Сегодня икона «Новозаветная Троица» представляет собой предмет коллекционной и духовной ценности. Она интересна как по содержанию, так и по стилю исполнения, сочетая канонический сюжет с академизированной манерой письма, типичной для начала XX века.