Икона в окладе Богоматерь Троеручица темпера, латунь, среребрение 31x26,2 см. конец ХІХ века
Изображённая икона представляет собой образ Богоматери Троеручицы, один из наиболее узнаваемых и почитаемых в православной традиции, особенно в сербской, афонской и русской иконографии. Название иконы связано с чудом исцеления преподобного Иоанна Дамаскина, которому была отрезана кисть руки по ложному обвинению. По молитве перед образом Богородицы рука чудесным образом срослась, и в знак благодарности святой приложил к иконе серебряную руку, сделанную по обету. С тех пор на иконах этого типа изображается третья рука, как символ милости и чуда.
Представленная икона написана в конце XIX века, в одной из иконописных мастерских, ориентированных на массовое, но канонически точное производство. Основа — дерево с торцовыми шпонками, техника — левкас и смешанная живопись, выполненная под штампованный оклад из медного сплава с серебрением. Лики Богоматери и Младенца выполнены сдержанно, в духе византийской традиции, с мягкой светотенью и тёплыми охристыми оттенками. Богоматерь изображена с наклонённой головой, указывающей на Христа, который восседает на её левой руке с благословляющим жестом. Третья, символическая рука изображена чуть ниже — как отдельный элемент композиции.
Происхождение оригинальной иконы связано с Афоном (Хиландарский монастырь), куда она была доставлена из Сербии в XII веке. В России первый список появился в 1661 году, и с тех пор икона приобрела широкую известность. Празднование совершается 28 июня (11 июля) и 12 (25) июля.
Образ «Троеручицы» особенно почитался в монашеской среде как икона целительной и молитвенной помощи, а также как покровительница писцов, художников и каллиграфов. Подобные иконы активно распространялись в виде списков, нередко заказываемых для личного благочестия, паломничества или в дар.
Данная икона является предметом антиквариата и коллекционной ценностью, сохранившим традиционную композицию и материалы конца XIX века. Она интересна не только с точки зрения духовного назначения, но и как пример региональной традиции копирования чудотворных образов в дореволюционной России.