Икона в окладе Чудо Георгия о Змие темпера, латунь, серебро 84 пр. сер. XIX в. 67,5x52,5 см. Вторая половина XIX века
Икона «Чудо Георгия о змие», созданная во второй половине XIX века, представляет собой произведение высокого художественного уровня, типичное для русских иконописных мастерских того времени. Изображение святого Георгия Победоносца, пронзающего копьём змея, является одним из самых почитаемых сюжетов в русской православной традиции. Георгий на белом коне олицетворяет христианского воина, одерживающего победу над злом, в образе чудовища — змея.
Композиция иконы включает несколько характерных элементов: сам святой в доспехах и на коне, в момент решающего удара; справа — башня с царевной, наблюдающей за происходящим, а в верхней части — поясное изображение Деисусного чина с Христом, Богородицей, Иоанном Предтечей и апостолами. Это указывает на включение иконы в более широкий богословский контекст, символизирующий ходатайство святых за род человеческий.
Икона выполнена в технике масла по левкасу на доске с врезными шпонками. Оклад отлит из медного сплава с применением серебряных вставок, использованы штамповка, гравировка и чеканка. Особенно выделяется фигура Георгия, конь и венец святого — они выполнены из серебра, что подчеркивает сакральность образа и декоративную насыщенность предмета.
Сюжет «Чуда Георгия о змие» имеет византийские корни, но был особенно распространён в иконописи Московской Руси. С конца XV века образ Георгия стал официальным символом государства и воинской доблести, вошёл в герб Москвы, а позднее — в систему воинских наград. В православной традиции его память чтится 6 мая и 23 ноября (по новому стилю).
.